В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
К 80-м годам положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ - начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:
- низкий доход;
- генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
- увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, идёт полная деградация членов семьи, дети становятся сиротами;
- наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью - люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
- наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
- наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.
- наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
- неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на несколько группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
4. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей.
- бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы поведения.
- неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной гигиены.
- неуравновешенность психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей.
- конфликтность с учителями, сверстниками.
- агрессивность со сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление ненормативной лексики.
- суетливость и /или гиперактивность.
- нарушение социальных связей с родственниками.
- контакты с криминогенными группировками.