«Финансовая пирамида» — финансовая схема, при которой доход держателям долей выплачивается не за счет инвестирования привлеченных средств в производство или рыночные спекуляции, а за новых инвесторов.
«Пирамиды», как правило, создаются путем выпуска ценных бумаг (акций, облигаций, билетов, долговых обязательств или иных их суррогатов) как наиболее удобного и ликвидного инструмента для массового распространения.
В рамках махинации организаторы финансовой пирамиды какое-то время поддерживают «доходность выше рыночной», с тем, чтобы быть максимально привлекательной и обеспечить постоянное расширение финансовой базы. С помощью недобросовестной рекламы и «сарафанного радио» финансовая пирамида позиционируется как высокодоходный и надежный проект вложения средств, обладающий солидными гарантиями.
Исчерпав возможности для привлечения новых участников (пайщиков, вкладчиков) финансовая пирамида неизбежно рушится. При этом организаторы схемы присваивают значительную часть денежных средств, а инвесторы, вложившие в нее свои деньги, остаются с ничего не стоящими бумажками на руках и несут всю тяжесть денежных потерь.
На этапе «строительства» пирамиды ее организаторы редко прямо нарушают законодательство, могут действовать и под видом кредитного потребительского кооператива или микрофинансовой организации. Пострадавшие же вкладчики, увы, начинают обращаться в полицию уже тогда, когда вернуть деньги уже невозможно. Поэтому потенциальному инвестору необходимо уметь самостоятельно определять, в какие финансовые компании стоит вкладывать деньги.
КАК РАСПОЗНАТЬ и что ПРЕДПРИНЯТЬ?
Существует ряд косвенных признаков, по которым несложно определить финансовую пирамиду:
— в рекламе пирамиды гарантируется огромная, неправдоподобная доходность (значительно выше ставки рефинансирования ЦР РФ, под которую деньги привлекают банки и крупный бизнес);
— в рекламе создается ореол очень профессиональной финансовой организации, принципов работы которой обывателю все равно не понять — нужно просто доверять создателям;
— организаторы фирмы-пирамиды занимаются в основном продвижением бренда, заботятся о популярности среди населения, о реальных же проектах ничего не сообщается;
— «верхушка» пирамиды, как правило, анонимна (хотя при которых у пирамиды есть «первое лицо», призывающее доверять лично ему);
— для участия достаточно минимальной суммы вложения — таким образом компания может охватить максимальную аудиторию, и при развале люди легко смирятся с утратой.