Борьба с коррупцией

Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции. Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека. Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств и ратифицировали около 80. Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением. В соответствии с Конвенцией государства должны добиваться того, чтобы их должностные лица были неподкупными, честными и ответственными.
Национальный план противодействия коррупции впервые утвержден Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 31 июля 2008 года. В том же году принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», 13 апреля 2010 года утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, приняты иные нормативные акты, направленные на профилактику коррупционных проявлений и борьбу с преступностью коррупционной направленности.
Реализация Национальной стратегии предполагает не только реформирование государственных органов с целью ужесточения требований к принятию и освобождению чиновников от должности, контроля над их доходами и имуществом, но и создание атмосферы гласности и открытости в деятельности государственных органов, привлечение институтов гражданского общества, правозащитников и граждан к решению таких государственных вопросов, как формирование и исполнение бюджетов всех уровней, разработка и анализ проектов нормативных правовых актов, их экспертиза на наличие коррупциогенных факторов.
В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне сформирована законодательная база, в которой сделан акцент на предупредительные меры. Антикоррупционные законы включают в себя и нормативные акты, способствующие устранению излишних административных барьеров в реализации экономического потенциала малого и среднего бизнеса, одновременно усилена ответственность за коррупционные преступления, в том числе введен новый принцип наказания за дачу и получение взятки и посредничество в этих преступлениях – кратно сумме взятки.
Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
Следует отметить, что коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан нашей республики и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества.
Коррупция препятствует формированию конкурентоспособной экономики, становлению стабильного гражданского общества, приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.
Одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Прозрачность деятельности государственных и муниципальных органов крайне усложняет процессы проявления коррупции. Именно на обеспечение публичности и открытости деятельности органов и направлены законодательные акты.
Способом, позволяющим определить честность должностного лица органа государственной власти и местного самоуправления, является обязанность ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера свои и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При чем, согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» такие сведения размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и предоставляются для опубликования средствам массовой информации по их запросам.
Однако наличие определенной обязанности не может иметь место без соответствующей ответственности за её неисполнение. В частности, еще до 03.12.2011 за невыполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах либо предоставление ложных сведений о доходах служащему грозило лишь дисциплинарное взыскание, однако внесенные в Федеральный закон «О противодействии коррупции» изменения данную ответственность ужесточили, и сегодня невыполнение служащим указанной обязанности влечет освобождение его от замещаемой должности и увольнение.
Дополнены нормами об ответственности за коррупционные правонарушения и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ Кодекс дополнен статьями 19.28 и 19.29, предусматривающими наказание за незаконное вознаграждение от имени юридического лица и незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
В Уголовном кодексе РФ ответственность за коррупционные преступления предусмотрены статьями 141.1 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), 204 (коммерческий подкуп) 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве) и другими.

Помощник Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях О.А. Черепанов