Переходный период от аттестации рабочих мест к СОУТ (специальная оценка условий труда) в декабре 2013 года закрепил федеральный закон № 426-ФЗ, тем самым сделав процедуру спецоценки обязательной в отношении всех рабочих мест вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности организации. Под исключение попадают лишь надомники, дистанционные работники и лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
На сегодняшний день статистические данные по результатам проведения СОУТ в г. Рубцовске следующие: 2014 – 78.5%, 2015 – 81,3%, 2016 – 85,3%, 2017 – 89,1%, 2018 – 91,9%. Охват предприятий по проведению СОУТ на 01.06.2018 составляет 91,9 %.
90% крупных и средних предприятий прошли или уже завершают работу по проведению СОУТ. На сегодняшний день проводится работа с предприятиями, насчитывающими менее 50 человек работающих. Изменились условия оплаты услуг организаций, проводящих СОУТ на предприятиях и организациях города. Стоимость специальной оценки одного рабочего места составляет от 700 до 1100 рублей. Установлены размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые будут обусловлены результатами специальной оценки условий.
В целях оказания методической, консультационной помощи по проведению СОУТ на предприятиях и организациях города, до работодателей и специалистов по охране труда доведены номера телефонов специалистов отдела по труду Администрации города, что позволяет работодателям более оперативно и грамотно организовать на должном уровне работу по охране труда, определиться с организацией, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда, с учетом требований современного трудового законодательства.
Наиболее благополучными в плане проведения СОУТ хочется отметить предприятия: МУП «Рубцовский водоканал», МУТП г. Рубцовска, АО «Мельник», Рубцовский филиал АО «Алтайвагон», НУЗ «Узловая поликлиника на станции Рубцовск, ОАО «Российские железные дороги», МУП «РКЦ», городские больницы и другие.
Между тем, едва ли можно назвать благополучной обстановку на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, и в ряде других предприятий и организаций, с которыми нам предстоит еще поработать в этом направлении.
Наряду с вышеизложенным хочется отметить, что принятый закон о специальной оценке условий труда и о внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием данного закона – это целый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды, а также оценки их влияния на организм работника.
СОУТ проводится прежде всего для улучшения условий труда работников, установления или отмены им гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведённой ещё до 31 декабря 2013 года, обязаны провести СОУТ до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае её срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то её результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо было запланировать СОУТ на начало 2018 года, чтобы завершить её к моменту окончания действия результатов аттестации. Контроль за проведением СОУТ с каждым годом усиливается. На основании приказа Минтруда России № 377-н с июня 2017 года вступил в действие административный регламент, который определил порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля за соблюдением требований законодательства о СОУТ.
За нарушение установленного порядка её проведения на рабочих местах или непроведение СОУТ работодателю грозит административная ответственность в виде штрафов: для должностных лиц – в размере 5-10 тыс. рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 5-10 тыс. рублей; для юридических лиц – 60-80 тыс. рублей. Обращаясь к работодателям, хочется порекомендовать им быть более активными в стремлении к своевременному проведению специальной оценки условий труда на своих предприятиях.