17 октября 2017 года на базе МБОУ «Гимназия № 11» города Рубцовска прошел городской семинар «Промежуточные результаты инновационной деятельности МБОУ «Гимназия №11», опыт которой включен в банк лучших управленческих и педагогических практик Алтайского края» В семинаре приняли участие директора, заместители директоров по учебной работе, педагоги начальных классов, учителя-предметники из образовательных организаций города Рубцовска.
В начале семинара с приветственным словом выступила директор гимназии Анна Владимировна Мартинюк, рассказавшая коллегам о реализации в гимназии инновационного проекта по внедрению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и его результатах. Специалист МКУ «Управление образования» Елена Ивановна Михайлюк пожелала участникам семинара плодотворной работы в приобретении новых знаний, творчества и желания претворить новые идеи в жизнь.
Заместитель директора по научно-методической работе гимназии Пантина Людмила Петровна познакомила присутствующих с итогами инновационной деятельности гимназии по теме «Использование информационно- образовательной среды ОУ для организации и поддержки ДОТ» за 5 лет, подчеркнув, что это промежуточные результаты. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это одна из форм учебного процесса, продиктованная требованиями нового информационного общества, его техническими и технологическими возможностями. В МБОУ «Гимназия №11» обучение с применением дистанционных образовательных технологий предусматривает следующие виды учебной деятельности: ознакомление учащихся с новым материалом без непосредственного участия педагога; самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность с использованием ресурсов сети Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению, закреплению, повторению, обобщению программного материала; выполнение заданий творческого характера; работу со справочными и информационными материалами; блоки разноуровневых заданий как для детей с повышенной мотивацией к обучению, так и с низкой мотивацией к учебной деятельности; промежуточное тестирование.
Каждый год педагогический коллектив ставит перед собой новые задачи в освоении технологий дистанционного обучения и добивается их реализации на практике. В 2016-2017 учебном году большинство учителей гимназии, внедряющих ДО в свою практическую деятельность, стали применять следующие технологии: технология «Перевёрнутый класс»; Web-квест; мобильное обучение; кейс-технология с применением метода инцидентов, метода разбора деловой корреспонденции («баскетметод»), игрового проектирования, метода дискуссии, кейс - стади.
Основным новшеством в работе «Гимназии № 11» по внедрению дистанционных образовательных технологий в 2016-2017 учебном году можно считать успешно реализующийся и востребованный проект «От предшколы до ГИА», который включает такие направления, как «Оказание методической и технической поддержки педагогам ДОУ в подготовке будущих первоклассников к школе в СДО Moodle» (совместное создание курсов ДО), «Сетевая подготовка к Всероссийским проверочным работам учащихся 4-х классов «КСОШ № 2», «Профильный лицей № 24» Северного школьного округа»; «Подготовка к ГИА с использованием дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии». По-прежнему актуальными для гимназии остаются проекты «Дистанционное обучение в субботу», «Многопредметные дистанционные олимпиады», проект дистанционной поддержки очного обучения в разных направлениях образовательной деятельности.
В 2017 году апробируется сетевое взаимодействие с МБОУ «СОШ №23» при проведении факультативных занятий по подготовке к ГИА (24 учащихся 9 классов , 4 учащихся 11 классов). Педагоги гимназии осуществляют свою деятельность по внедрению в образовательный процесс ДОТ на основании созданных ими рабочих программ курсов дистанционного обучения. Пополнилась копилка и самих ресурсов дистанционного обучения в СДО Moodle: вновь созданными курсами, новыми модулями и темами в ранее созданных и успешно реализующихся курсах. Наиболее важными показателями успешного внедрения опыта является высокий процент охвата дистанционной подготовкой к школе будущих первоклассников - 52 % от общего количества ребят, пришедших в 2017 году в 1-ый класс; высокий процент охвата дистанционной подготовкой к ВПР учащихся 4-х классов Северного школьного округа - 46 %. Качество подготовки будущих первоклассников составило 95 %. Качество знаний при прохождении дистанционной подготовки к ВПР учащимися 4-х классов на основании анализа выполнения онлайн-заданий курсов - 83 %. Повысилась удовлетворённость учащихся и родителей МБОУ «Гимназия № 11» качеством образовательного процесса, в том числе с применением ДОТ (родители: от 50 % до 100 %, учащиеся: с 36 % до 97 %). Высока удовлетворённость учащихся и родителей 4-х классов других образовательных организаций качеством подготовки к Всероссийским проверочным работам: учащиеся – 92 %; родители - 88 %. Наблюдается стабильно высокая удовлетворённость родителей и детей качеством предшкольной подготовки: дети – 97 %, родители - 91 %; качеством подготовки к ГИА : учащиеся - 79 %; родители – 86 %. Одним из наиболее значимых результатов считаем стабильно высокие результаты ГИА по образовательным предметам, где обучение сопровождалось дистанционной подготовкой.
Людмила Петровна обозначила перспективы развития инновационной деятельности гимназии. Это расширение возможностей применения дистанционных образовательных технологий в сетевом взаимодействии между «Гимназией № 11» и образовательными организациями, дошкольными образовательными учреждениями города Рубцовска по основным направлениям: организация сетевого взаимодействия при подготовке к ВПР и для реализации предшкольной подготовки; разработка и внедрение совместной программы и курсов дистанционного обучения для реализации педагогами МБОУ «Гимназия № 11» и муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями микрорайона «Черемушки»; организация сетевого взаимодействия при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) по математике (факультативный курс) с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»
Кроме того, продолжение активной дидактической работы, освоение новых технологий дистанционного обучения и внедрение их в практику работы педагогов для получения новых качественных результатов.
Семинар проходил в форме творческих лабораторий, где свои мастер – классы представили педагоги гимназии, и каждый из участников семинара смог на практике познакомиться с принципами работы с СДО Moodle.
Свой мастер-класс «Создание группового проекта в виртуальной среде» Боброва Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, обосновала необходимость освоения данного вида проектной деятельности, которая прочно вошла в школьную жизнь, особенно после начала внедрения ФГОС. Учащиеся гимназии № 11 активно работают в этом направлении и в достаточной степени освоили приемы создания научной работы. Однако в силу объективных обстоятельств, проводить работу по созданию проекта в очном режиме бывает затруднительно. На помощь учителям, как нельзя, кстати, пришел один из ресурсов СДО Moodle - Wiki-документ. Это модуль, представляющий собой набор совместно создаваемых в сети Интернет страниц. При использовании Wiki-документа группа учащихся, находящихся дома, может совместно работать над одним проектом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание. У участников семинара была возможность пошагово изучить, как работали ученики класса Ирины Анатольевны над коллективным проектом «Каши и их значе ние для здоровья человека» в Глобальной сети.
Людмила Сергеевна Шуткова, учитель начальных классов, в рамках мастер-класса «ВПР на «5» представила дистанционный курс по подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру в 4 классе. Система тренировочных упражнений, для выполнения которых необходимо отобрать и переработать нужную информацию, наглядно показала использование технологии Web-квест, метода разбора деловой корреспонденции («баскетметод»). Группа консультантов, учащихся 5 класса, продемонстрировала блестящее владение навыками работы в СДО Moodle, что также является несомненным результатом инновационной работы.
Мастер-класс «Дистанционная подготовка к школе будущих первоклассников», проведенный Светланой Викторовной Семеновой, учителем начальных классов и автором дистанционного курса «Развивайка», перенес участников семинара в красочный мир детства. Яркий, сказочный и очень познавательный курс вызвал у дошколят и их родителей огромное желание освоить новые знания, отточить уже знакомые сведения. Об этом рассказали родители первоклассников, помогавшие Светлане Викторовне в работе мастер-класса. Не случайны настоятельные просьбы работников дошкольных образовательных учреждений микрорайона «Черемушки о продолжении взаимодействия с гимназией по организации дистанционной поддержки образовательных программ ДОУ.
Активно и плодотворно работает на платформе Moodle учитель математики Наталья Александровна Михайловская. Её система подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов с использованием дистанционных образовательных технологий оправдала себя и приносит стабильно высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ. В творческой лаборатории «Подготовка к ОГЭ по математике» Наталья Александровна наглядно показала принципы работы в СДО Moodle, консультанты – старшеклассники прекрасно справляются с задачей проводников в мире интернет-технологий, приобретая собственные навыки в подготовке к итоговой аттестации.
Рефлексивный анализ представленного опыта по теме «Использование информационно- образовательной среды ОУ для организации и поддержки ДОТ», обмен мнениями, показали, что все участники семинара остались довольны тем, как прошло мероприятие. Все педагоги оценили высокий уровень организации, отметили, что в ходе семинара приобрели новые знания и навыки, которые смогут использовать в своей профессиональной деятельности и будут рекомендовать своим коллегам пройти стажерские практики в МБОУ «Гимназия № 11» города Рубцовска. Добрые слова и пожелания они оставили в своих итоговых анкетах:
«Работа по созданию Wiki-документа, безусловно, хорошее подспорье при подготовке к проекту по любой теме. Это направление необходимо внедрить в работу школ »
«Курс «Подготовка к ОГЭ по математике» практикоориентирован, позволяет легко отслеживать предметные результаты учащихся, экономит время учителя».
Впечатление от мачтер-класса «ВПР на «5» очень хорошее. Такая форма работы для детей интересна, позволяет себя оценить, получить объективную оценку, увидеть свои недочеты. Работа учителя ведется в системе»
«Курс «Развивайка» имеет большой познавательный потенциал. Такие занятия способствуют более тесному общению с родителями. Этот курс организует продуктивную деятельность ребенка. Реально, актуально, интересно, доступно!»
«Спасибо за продуктивную работу! Это титанический труд, но у вас получилось нас заинтересовать»
Материал подготовила Пантина Людмила Петровна,
Заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ «Гимназия № 11» города Рубцовска.