Отчёт о реализации муниципальных программ за 2016 год

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь, затем подбираются пути их достижения.

Сущность программно-целевого планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами, в нашем случае средств бюджета города, с учетом эффективного их использования. Эффективное использование бюджетных средств - является важной проблемой, особенно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. В этих условиях первоочередной задачей становится определение приоритетов при распределении бюджетных ресурсов, выявлением источников финансирования расходов и контроль за целевым и эффективным использованием средств. Достижение этих задач возможно при применении программно-целевого метода формирования городского бюджета. Применение программно-целевого метода при составлении бюджета города не только кардинально изменило идеологию бюджетного процесса, но и позволило повысить его эффективность, потому что:

  • процесс формирования бюджета города начинается с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь в муниципальном секторе;
  • а затем - на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов.

Ставится вопрос не о правильности использования средств при исполнении городского бюджета, а о том, насколько эффективно расходуются средства при достижении целей государственной политики, т.е. внимание с контроля за выполнением обязательств переносится на обеспечение эффективности, а оценка и экспертиза программ является обязательным компонентом программно-целевого метода. В аналитическом плане программно-целевой метод вводит в бюджетный процесс элементы анализа сопоставления затрат и достигнутых результатов.

Программно-целевой метод составления бюджета города представляет группирование различных бюджетных расходов в отдельные муниципальные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом муниципальной программы.

Как правило, каждая муниципальная программа - это фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с точки зрения достижения целей муниципальной программы.

Муниципальная программа, являясь документом стратегического планирования, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение единой цели, выполнение которой предлагается и осуществляется распорядителем бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функций.Муниципальная программа обязана быть четкой, конкретной и понятной для широких масс, а отдельные направления сферы деятельности, касающиеся муниципальной программы, могут формироваться в подпрограммы.

В 2010 – 2014 годах на федеральном уровне были закреплены в нормативно-правовых актах и начали применяться на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Российской Федерации, программ субъектов Российской Федерации, а также программ муниципальных образований. Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» были внесены изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие правовые основания для формирования бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

Во исполнение данной статьи Бюджетного кодекса РФ в городе Рубцовске был принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (утвержден постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края - можно ознакомиться на сайте Администрации города Рубцовска). На основании означенного Порядка в 2016 году бюджетополучателями разработана и в настоящее время действует 21 муниципальная программа, в бюджет города 2016 года включено 20 муниципальных программ, кроме муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности организаций города Рубцовска» на 2015 - 2017 годы, которая финансировалась в 2016 году из внебюджетных источников. В сфере культуры, спорта и молодежной политики сформированы две муниципальные программы, включающие в себя подпрограммы:

  • «Развитие культуры и молодежной политики города Рубцовска» на 2015 - 2017 годы (2 подпрограммы – «Культура города Рубцовска» и «Молодежь города Рубцовска»);
  • «Развитие физической культуры и спорта в городе Рубцовске» на 2015-2019 годы (3 подпрограммы – «Развитие массового спорта и спорта высоких достижений в городе Рубцовске», «Развитие детско-юношеского спорта в городе Рубцовске» и «Развитие спортивных клубов в городе Рубцовске»).

В сфере образования из шести подпрограмм сформирована муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Рубцовска» на 2015 - 2017 годы, где учтены все направления образования в городе – это дошкольное, общее и дополнительное образование, а также организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Рубцовска.

В сфере развития жилищно-коммунального и дорожного хозяйства действуют муниципальные программы: «Развитие дорожного хозяйства, благоустройства и экологии в городе Рубцовске» на 2015 - 2017 годы, «Ремонт и реконструкция объектов муниципального жилищного фонда в городе Рубцовске» на 2015 - 2018 годы.

Исходя из возможности доходной части бюджета города на 2016 год, расходы на реализацию муниципальных программ в отчетном году составили 606,0 млн. руб., (или 75,7 % от общего объема расходов по собственным полномочиям), что на 15% больше фактического финансирования муниципальных программ в 2015 году. Капитальные вложения в общей сумме бюджетных средств составили лишь 11%.

По итогу за отчетный год из всего перечня муниципальных программ, включенных в бюджет города, в полном объеме (100%) от запланированного на 2016 год, профинансировано шесть муниципальных программ (30%). В пределах от 80% и выше финансирование было осуществлено по 12 муниципальным программам (60%).

Общая сумма финансирования муниципальных программ в 2016 году включая софинансирование из федерального и краевого бюджетов, а также внебюджетных источников составила 774,4 млн. руб. (70% от запланированного в паспортах муниципальных программ), капитальных вложений - 172,1 млн. руб. (или 22% от объема). Т.о., доля расходов, предусмотренных решением о местном бюджете, и осуществляемых в рамках реализации муниципальных программ, в общей объеме финансирования муниципальных программ составила в 2016 году 78,3%.

В отчетном периоде ключевыми направлениями расходования бюджетных средств в рамках реализации муниципальных программ были: финансирование мероприятий в сфере образования, в том числе дошкольного, социальной поддержки малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми, культуры, системы летнего отдыха и оздоровления детей, физической культуры и спорта, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем молодых семей. Продолжена бюджетная поддержка предпринимательской деятельности.

В целях стабилизации и сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений, а также в целях создания эффективной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, на территории города Рубцовска Алтайского края действует муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Рубцовске» на 2014 - 2017 годы, объем финансирования которой в отчетном году составил 203,6 тыс. руб.

Мероприятия, направленные на повышение безопасности населения города в рамках муниципальных программ: «Повышение безопасности дорожного движения в городе Рубцовске» на 2015 - 2020 годы, «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории города Рубцовска» на 2015 - 2019 годы, «Профилактика преступлений и иных правонарушений в городе Рубцовске» на 2015 – 2017 годы, профинансированы в 2016 году в общей сумме на 2,7 млн. руб.

Для подготовки условий по активизации инвестиционной деятельности на территории города Рубцовска, в рамках действующих муниципальных программ финансирование программных мероприятий из бюджета города составило:

  • по МП «Развитие градостроительства в городе Рубцовске» на 2015 -2017 годы 0,4 млн. руб.;
  • по МП «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» на 2015 - 2017 годы 27,9 тыс. руб.;
  • по МП «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Рубцовске» на 2015-2017 годы 7,8 млн. руб.

На реализацию мероприятий муниципальных программ по улучшению жилищных условий населения города в 2016 году из бюджета города в рамках софинансирования направлено средств:

  • более 6 млн. руб. на финансирование мероприятий МП «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2016 - 2020 годы (государственная поддержка на приобретение (строительство) жилья предоставлена 15 молодым семьям);
  • более 38 млн. руб. на финансирование МП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Рубцовске» на 2013 - 2015 годы в 2016 году (переселено 125 человек в 46 жилых помещений общей площадью 2166,74 кв. м)

В рамках МП «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми города Рубцовска» на 2015 - 2020 годы для получения различных видов адресной социальной помощи (натуральной; помощи в виде услуг в сфере занятости; бытовых услуг в виде удешевления стоимости услуг бани и организаций мероприятий) для малоимущих граждан и их детей направлено средств из бюджета города в 1,4 млн. руб.

В 2016 году завершилась реализация трех муниципальных программ:

  • «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Рубцовске» на 2013 - 2016 годы;
  • «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Рубцовске» на 2014 - 2016 годы;
  • «Профилактика экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма на территории города Рубцовска» на 2013 - 2016 годы (две последних пролонгированы на 2017-2020 годы);
  • Оценка эффективности реализации муниципальных программ производится координатором муниципальной программы согласно утверждённой методике.

Реализация муниципальной программы может характеризоваться:

  • высоким уровнем эффективности;
  • средним уровнем эффективности;
  • низким уровнем эффективности.

Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80 % и более, со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40 % до 80 %. Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким (Оценка эффективности реализации муниципальных программ города Рубцовска за 2016 год прилагается).

ВложениеРазмер
realizaciya_municipalnyh_programm_v_2016_godu.docx21.06 КБ
ocenka_effektivnosti_mp_goroda_rubcovska_za_2016.xlsx12.8 КБ