Некоторые вопросы применения арбитражными судами положений о малозначительности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности

 
 Арбитражные суды рассматривают подведомственные им заявления уполномоченных органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, совершенные ими в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Судебная практика по данной категории дел непрерывно совершенствуется, в ходе практической деятельности и с учетом разъяснений  Верховного Суда Российской Федерации формируется единый порядок и условия привлечения к административной ответственности, а также порядок применения судами положений о малозначительности совершенного административного правонарушения.
 Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Данная норма не содержит оговорок об ее неприменении к каким-либо составам административных правонарушений.
 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10).
 Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано (п.18.1 Постановления № 10). ​​​​​​​
 Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае. По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
 Аналогичные разъяснения даны в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
 Таким образом, законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
 Все судебные органы указывают на такие критерии малозначительного административного правонарушения, как отсутствие сколько-нибудь значительной опасности или вреда охраняемым общественным отношениям, а также на необходимость учета всех обстоятельств совершенного правонарушения.
 При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольно устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба не относятся к обстоятельствам, характеризующим малозначительность. Они учитываются только при назначении наказания.
 Однако применение судами данных положения свидетельствует о неоднозначности практики.
 К примеру, дискуссионным является вопрос о возможности применения малозначительности при привлечении к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ, в частности, при нарушении требований технических регламентов.
 Однако не ко всем составам административных правонарушений, посягающих на общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возможно применение положений о малозначительности, в частности, по ст. 14.28 КоАП РФ. Данное правонарушение направлено против установленного порядка привлечения денежных средств для долевого строительства, несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков и не может быть признано малозначительным. Отсутствие негативных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
 Дальнейшей проработки и изучения требует вопрос об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния арбитражных управляющих.
 Действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности арбитражных управляющих может являться инструментом для давления на арбитражных управляющих со стороны отдельных кредиторов или иных лиц, чьи интересы расходятся с позицией управляющего в той или иной процедуре банкротства. Указанные лица инициируют обращения в территориальный орган Росреестра с целью повторного привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности и его дисквалификации.
 На практике означенные трудности разрешаются судьями путем отказа в привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
 Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
 Вместе с тем разъяснение ст.2.9 КоАП РФ Верховным Судом РФ не позволяет всесторонне уяснить содержание понятия малозначительности административного правонарушения, поскольку они не дали ему единого унифицированного определения, не решили проблему правильного применения положений ст.2.9 КоАП РФ и не привели к единообразному его пониманию.
 Следовательно, проблему признания противоправного деяния малозначительным необходимо решать на законодательном уровне в целях исключения различных толкований данной категории. Пока законодательно не будет определен перечень малозначительных правонарушений или их признаков, добиться единообразия в определении оснований для признания правонарушения малозначительным и сформировать единую правоприменительную практику довольно сложно.
 
Помощник прокурора города Максим Васюк