Некоторые вопросы исполнения законодательства о банковском сопровождении средств государственного оборонного заказа

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) под банковским сопровождением понимается обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном законом, а также договором о банковском сопровождении, заключенным с головным исполнителем, исполнителем государственного оборонного заказа, входящими в кооперацию:

а) мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводе денежных средств, осуществляемого в порядке, установленном законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России), в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

б) передачи в Минобороны России данных о расчетах по государственному оборонному заказу и об участниках таких расчетов, в том числе документов, являющихся основанием для осуществления платежа;

в) предоставления в соответствии с законом информации, касающейся операций по отдельному счету;

г) совершения других действий, предусмотренных законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Банка России.

В силу положений пунктов 3 частей 1 и 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ на головного исполнителя и исполнителя государственного оборонного заказа возлагаются обязанности уведомить (до заключения контрактов, договоров) привлекаемых соисполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.

Как показала практика надзорной деятельности некоторые головные исполнители (исполнители) государственного оборонного заказа, обратившись в уполномоченный банк за открытием отдельного счета в целях последующего банковского сопровождения, получают мотивированные отказы по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации о банковском сопровождении сделки на основании обращения государственного заказчика, что вызывает у них определенное недоумение.

В этой связи целесообразно разъяснить следующее.

Нормы о банковском сопровождении средств государственного оборонного заказа появились в Законе № 275-ФЗ после принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 8 указанного Федерального закона определено, что нормы о банковском сопровождении с 1 сентября 2015 года применяются по умолчанию только в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Минобороны России, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться после 1 сентября 2015 года.

В отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа с 1 января 2017 года, но только при принятии Правительством Российской Федерации соответствующего решения на основании обращения указанных государственных заказчиков.

Таким образом, по общему правилу открытие отдельных банковских счетов в целях выполнения государственного оборонного заказа без дополнительного решения Правительства Российской Федерации необходимо по всем сделкам, заключаемых в целях выполнения государственных контрактов, заказчиком по которым выступило Минобороны России.

Сведения о заказчике государственного оборонного заказа содержатся в идентификаторе государственного контракта (5–7 разряды указывают на идентификационный код государственного заказчика, соответствующий коду главного распорядителя бюджетных средств по бюджетной классификации Российской Федерации, для Минобороны России – 187), который во исполнение требований пунктов 4 частей 1 и 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ транслируется в тексте каждого контракта (договора).

По сделкам с иными государственными заказчиками требования закона о банковском сопровождении следует применять только при наличии вышеупомянутого решения Правительства Российской Федерации, о котором головной исполнитель, узнает от заказчика, а исполнитель от головного исполнителя соответственно (пункт 6 статьи 7, пункты 4 частей 1 и 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ).

При этом не стоит забывать, что в силу части 1 статьи 15.29 Закона № 275-ФЗ положения, касающиеся включения в государственный контракт, контракт условия об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, соблюдения режима использования отдельного счета, порядка взаимодействия головного исполнителя, исполнителя с уполномоченным банком, и иные положения закона, регулирующие вопросы банковского сопровождения, применяются только в отношении государственных контрактов, при исполнении которых не осуществляется казначейское сопровождение.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и пункту 1 части 41 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2021 № 384-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» в 2022 году казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 5 млн. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 5 млн. рублей.

Порядок казначейского сопровождения регламентирован главой 24.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

 

Помощник прокурора города Максим Васюк