Пьесе Агаты Кристи уже больше шестидесяти лет, однако, до сих пор она не сходит со сцены. И это неудивительно: в «Мышеловке» королева детектива вывела уравнение с множеством неизвестных, которое редко кому удаётся решить до окончания действия. Восемь человек волею судеб оказались в одном доме. У каждого из них есть своя тайна и каждый может оказаться убийцей. Что за секреты они хранят, и как связаны между собой эти люди? Ответ появится только в финале произведения.
30 октября 2020 года Рубцовский драматический театр представил зрителю свою версию английского детектива.
Как пояснил директор и художественный руководитель Рубцовского драматического театра – Заслуженный работник культуры России Станислав Спивак, театр получил возможность пригласить постановочную группу из Санкт-Петербурга в составе режиссёра Александра Иванова и художника Елизаветы Егоровой, благодаря средствам Федеральной Программы поддержки театров малых городов России (с населением менее 300 тысяч человек), под патронажем партии Единая Россия. К слову, Александр Иванов также исполнил в спектакле одну из ключевых ролей.
Впрочем, обо всём – по-порядку… Так как развязка пьесы держится в строгом секрете, целесообразнее всего перейти сразу к персонажам и исполнителям. И первое действующее лицо – Молли Рэлстон, роль которой талантливо исполнила артистка Екатерина Ильичёва. Её героиня глубоко переживает когда-то случившуюся в жизни трагедию. От неё она постаралась укрыться в своем пансионате за спиной, казалось бы, надежного мужа. Однако от прошлого не так легко скрыться – и оно настигает Молли, врываясь в дом вместе с первыми постояльцами. Актриса показывает, насколько глубоки переживания её героини. В созданном ею образе можно заметить и волнение, и страх и даже некоторую обреченность. Поначалу, кажется, она не придает никакого значения трагедии прошлого и больше озабочена вопросами устройства быта в своем пансионате. Всерьез опасность воспринимается лишь тогда, когда Молли обнаруживает, что в гостиной её дома совершено убийство. Тут героиня демонстрирует естественный испуг человека, который обнаружил нечто ужасное, но не соотнес это с собой. И всё же, чувствуется, что хозяйка пансионата постоянно живет будто бы под Дамокловым мечом.
Образ Джайлса Рэлстона, супруга Молли, воплотил на рубцовской сцене артист Сергей Волобуев. Мистер Рэлстон должен стать настоящей каменной стеной, за которой и спрячется Молли. Одновременно с этим, его с легкостью можно записать в основные подозреваемые, поскольку Рэлстон весьма непрост. Он бывает подозрителен и недоверчив. Его наивность, страх за жену и обида на неё же настолько искренни, что обоснованно вызывают симпатии зрителей.
Следующий персонаж — Кристофер Рен. Эту роль играет артист Никита Живаев, и с полным правом можно сказать, что играет он её весьма достойно. Изображая восторженного и довольного жизнью молодого человека, он с той же легкостью показывает, насколько задевают его персонажа подозрения окружающих. Его герой всё ещё ощущает себя мальчиком, а не взрослым мужчиной, и артист удачно передаёт это состояние. Он не боится быть смешным, но при этом умело балансирует на грани допустимого, не ударяясь в шутовство и фиглярство.
Достаточно неоднозначным персонажем является миссис Бойл в исполнении артистки Ольги Синеокой. Она с самого начала вызывает раздражение, и даже неприязнь у зрителя: настолько хорошо актрисе удалось воплотить образ придирчивой и несносной пожилой дамы, которой до всего есть дело и которая считает верным лишь одно мнение – своё. Но местами, данный персонаж не раздражает а, скорее, веселит. Кажется, что эта миссис Бойл просто зачем-то натянула на себя маску суровой тётушки и спряталась за нею.
Майор Меткаф – это роль артиста Павла Фролова. Его персонаж – добродушный мужчина средних лет, он любит шутки и всегда готов предложить свою помощь: надо ли убрать снег во дворе или помочь в стихийно начавшемся расследовании – майор Меткаф тут как тут. Поначалу, кажется, что этот беззаботный, в общем-то, мужчина является едва ли не единственным непричастным к делу. Однако постепенно выясняется, что и у майора есть свои тайны, да и беззаботность его больше напускная. Прикидываясь легкомысленным добряком, Меткаф внимательно наблюдает за всеми остальными персонажами, и это позволяет ему разобраться в ситуации.
Роль мисс Кейсуэлл исполняет артистка Виктория Зяблицкая. Этот персонаж удаётся ей настолько, что просто невозможно представить на её месте кого-либо ещё. С первого появления на сцене, она приковывает к себе внимание зрителя, удерживая его на протяжении всего действия. У мисс Кейсуэлл есть своя тайна, ужасная и страшная. И, наблюдая за игрой актрисы, становится действительно страшно: сумасшествие и отчаяние героини, её боль от воспоминаний о прошлом, стремление уйти от них Виктория передаёт так верно, что не верить ей невозможно.
Мистера Паравичини играет Заслуженный артист Республики Марий Эл Игорь Кузнецов. Этот персонаж, кажется, не слишком серьезён, его действительно забавляет происходящее, даже когда ситуация становится трагичной. Он коротает время, пытаясь развлечься за счёт других и порой вызывает недоумение фактом своего присутствия. Но чем дальше разворачивается действие, тем больше вопросов возникает по поводу Паравичини. Таинственность персонажа постепенно возрастает параллельно развитию сюжета.
И, наконец, последний герой – сержант полиции Троттер в исполнении режиссёра спектакля Александра Иванова. Энергичный, деловитый и шустрый – таким персонаж предстаёт нам в начале. Он искренне сопереживает всем присутствующим и так старается не допустить беды, оперативно вычислить преступника, что зритель невольно проникается к нему симпатией. И даже некоторая резкость и нервозность сержанта вполне объяснима его волнением и желанием как можно скорее обезвредить опасного маньяка. За время спектакля манера поведения персонажа становится настолько привычной, что его внезапное изменение ближе к концу действия просто ошеломляет.
Все герои пьесы имеют свои секреты. Чьи-то тайны являются совершеннейшим пустяком, но от других натурально кровь стынет в жилах. Способствует этому ощущению и музыкальное оформление, подобранное звукооператором Леонидом Красноруцким. Свою атмосферу вносит равнодушный снег за окном и бесстрастный голос по радио, сообщающий о загадочном убийстве. Этот же голос сообщает и приметы предполагаемого преступника, под которые подходит практически каждый из участников действия. Но только один из них — безжалостный убийца, который явился в пансионат за своими жертвами.
Кто он? Ответ станет ясен только в финале «Мышеловки». Однозначно – рекомендовано к просмотру. До встречи на спектакле!