С 1 марта 2015 г. вступит в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки, что свидетельствует об очередной попытке государства наладить процедуры использования земель.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в публичных формах собственности, на сегодняшний день является достаточно затруднительной, противоречивой, осложненной излишними согласованиями, затянутой во времени (срок согласования достигал 3 года). Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1, которая предусматривает основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, юридическим лицам, некоммерческим объединениям.
Новым Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства (без проведения торгов), когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, с марта 2015 г. будет отсутствовать необходимость в подготовке и согласовании акта выбора земельного участка, порядок же предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки. Согласно ст. 39.6 Закона земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, будут передаваться в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно главе V.1 Земельного кодекса РФ начальная аукционная цена продажи земли должна быть не меньше кадастровой стоимости земли. Если государственная или муниципальная земля предоставляется без проведения аукциона, то цена на земельный участок не должна превышать его кадастровую стоимость или иную стоимость, установленную федеральным законом.
Земельный кодекс РФ дополнен главой V.2, которая предусматривает возможность обмена государственной или муниципальной земли на изъятый участок, находящийся в частной собственности. Это позволит уменьшить довольно трудоемкую процедуру изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Обмен допустим в случаях, если земельный участок у частного собственника изымается для государственных или муниципальных нужд либо если в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры или на нем уже расположены указанные объекты. То есть, государство может отобрать частную собственность, в том числе при соответствующих обстоятельствах, предоставив собственнику взамен другой земельный участок.
Продажа объектов незавершенного строительства в результате прекращения действия договора аренды. В Гражданский кодекс РФ включена статья 239.1, расширяющая основания прекращения права собственности, согласно которой объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства и строительство этого объекта так и не было завершено, что направлено на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Объекты незавершенного строительства могут быть изъяты у собственника при прекращении действия договора аренды только по решению суда, за исключением случаев, когда собственник докажет, что строительство не завершено по вине органов и ответственных лиц, которые должны были бы подключить объект к инженерно-техническим сетям. Если объекты незавершенного строительства не будут проданы, то объекты недвижимости могут быть приобретены в государственную или муниципальную собственность.
Порядок установления сервитута также изменился: теперь его можно будет устанавливать по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником. В ст. 39.23 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельных участков. При этом собственник земельного участка, обремененного не только частным, но и публичным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Инна Апполоновна Пикалова
главный специалист-эксперт Руцовского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю