Отдел муниципального заказа информирует: внесены изменения в законодательство о закупках

Система государственных закупок выстраивается в России уже более 16 лет. Первым нормативным актом, который ввел общепринятые международные принципы и подходы к эффективному расходованию бюджетных средств, стал Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». За ним последовал Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который стал первым законодательным актом, регламентирующим госзакупки. Еще через пять лет был принят ныне действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При этом, начиная с 2010 года, в данный закон были внесены изменения 27 раз.
8 апреля 2013 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) был опубликован Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).
Закон был разработан в соответствии с поручением Президента РФ, в котором говорилось о необходимости разработки пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.
Большая часть положений Закона вступит в силу 1 января 2014 г., отдельные положения – в более поздние сроки. Полностью данный Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.
Федеральный закон распространяется на закупки, осуществляемые государственными органами (в том числе органами государственной власти), органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, бюджетными и казёнными учреждениями. При этом бюджетные учреждения вправе осуществлять в упрощённом порядке в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» некоторые закупки за счёт средств, полученных в результате предоставления грантов, ведения приносящей доход деятельности, а также для привлечения субподрядчиков в ходе исполнения заключённого учреждением контракта.
Положения Федерального закона распространяются на планирование и осуществление закупок за счёт предоставленных автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Кроме того, положения Федерального закона распространяются на осуществление закупок иными юридическими лицами за счёт бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
В целях информационного обеспечения контрактной системы Федеральным законом предусматривается создание единой информационной системы, которая позволит сопоставлять и контролировать информацию, содержащуюся, например, в плане закупок, плане-графике закупок и в документации о закупках.
Планирование закупок направлено на обеспечение прозрачности и предсказуемости осуществления деятельности в этой сфере путём размещения планов закупки, планов-графиков закупок в единой информационной системе.
Устанавливается необходимость обоснования осуществляемой заказчиком закупки, в том числе объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, а также вводится нормирование по отношению к закупаемым товарам, работам, услугам.
Предусматривается обязательное общественное обсуждение отдельных видов закупок, по результатам которого могут быть внесены соответствующие изменения в документацию о закупке или закупка может быть отменена.
Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничивать допуск указанных товаров, работ, услуг для осуществления закупок, тем самым обеспечивается защита внутреннего рынка Российской Федерации и поддержка отечественного производителя.
Учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преференции.
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сохраняются прежние способы – открытый и закрытый конкурсы, электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также устанавливаются новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений. В частности, такой способ, как конкурс с ограниченным участием, применяется в случае, если поставку товаров по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществлять только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.